Виды опалубки для монолитного строительства

Монолитные конструкции достаточно выгодны – они долговечны, дают равномерную и несильную усадку. К тому же позволяют реализовать самые смелые дизайнерские идеи. Для их возведения необходима опалубка – съемная конструкция, создающая форму для заливки бетона. В этой статье подробно рассмотрим, какими они бывают и каковы их особенности.

Содержание

Виды опалубки по типу бетонируемых конструкций

В зависимости от типа конструкций, которую строители планируют возвести, существуют такие виды опалубки в строительстве:
Стены. Для их возведения устанавливаются щиты, как вертикально, так и горизонтально. При этом получаются долговечные конструкции, причем они могут быть и стандартными, и нестандартными – например, можно реализовать различные идеи с кривыми линиями. В любом случае качество от этого не страдает. Комплектность опалубки для стен бывает различной – щиты, кронштейны, клиновые замки, стяжные болты, соединительные комплекты, строповочные скобы, выравнивающие балки и прочие элементы. Для каждого объекта подбирается своя комплектация.
Стеновая опалубка
Фундамент. Такая опалубка представляет собой сборные конструкции из элементов, которые устанавливаются в траншеях. Они крепятся друг к другу винтами, замками, расположенными с наружной стороны. Если расположить их внутри, образуются нежелательные неровности. Для профилактики неровностей специалисты дополнительно используют П-образные хомуты, изготовленные из древесины. В готовую форму заливается бетон, после застывания опалубку снимают. Для фундамента используются съемная конструкция, а также разборно-сборная. Первый тип часто используется при возведении жилых строений. Вне зависимости от типа, опалубка для фундаментов должна быть очень прочной и надежной, без щелей. Монтаж и демонтаж также проводится без проблем – это один из важных показателей.
Лифты. Для лифтовых шахт применяется специальная опалубка, состоящая из щитов линейного типа. С ними формируется целый короб лифтовой шахты. Их конструкция предусматривает наличие специальных углов, которые облегчают снятие после того, как бетон затвердеет. При правильной эксплуатации щиты отходят от бетона равномерно, обеспечивая при этом сохранность конструкций. Если шахты лифта слишком большие, осуществлять крепление системы по всей длине сразу нельзя. В таком случае работа с ними производится поэтапно от этажа к этажу. Применять такую систему можно при возведении жилых и административных строений, торговых и развлекательных комплексов. Также она применяется при возведении подземных сооружений, комбинатов горно-обогатительной промышленности. На лифтовые шахты приходится обычно 20% от всей опалубки, используемой при возведении здания.
Опалубка лифтов
Колонны. Опалубка колонн может быть как съемной, так и несъемной. Первый тип актуален в тех случаях, если колонны декоративные, второй – если несущие. Во втором случае подходит только небольшая круглая опалубка, так как если предполагается воздействие на неё большого веса, потребуется иная система, хорошо выдерживающая ощутимую нагрузку.
Перекрытия. Конструкция, которая ориентирована на горизонтальную заливку на высоте, причём, в том числе, и на внушительной. Часто пользуется рамная опалубка, которая проста в эксплуатации и при этом способна выдерживать достаточно ощутимые весовые нагрузки. Модель на объёмных стойках способствует сооружению перекрытий на высоте около 40 метров. Также используется опалубка на телескопических стойках, но нечасто – высота проведения работ с ними ограничена несколькими метрами.
Опалубка перекрытий
Мосты. Они также возводятся с помощью опалубки. Для создания автомобильных, железнодорожных и пешеходных сооружений этого типа применяется специальная система. Реки и сложный рельеф – не препятствие для оборудование, оно как раз предназначено для работ в подобных условиях. Эстакады, виадуки, высокие пешеходные переходы тоже строятся с их использованием. 

Классификация по типу конструкции

Что касается типа конструкции опалубки, здесь можно выделить следующие виды:
Крупнощитовая. Основу данной разновидности составляют крупные щиты. При их монтаже, а также выравнивании не обойтись без струбцин, домкратов. Кроме того, необходимо применение специальной техники, в том числе подъёмных кранов. Сами же щиты усиливают деталями, укрепляющими каркас. Также для усиления конструкции используются дополнительные рёбра. Опалубку крупнощитового типа часто применяют при масштабном строительстве – например, при возведении протяжённых стен, а также туннелей и глубоких фундаментов.
Крупнощитовая опалубка
Мелкощитовая. Используется строителями при возведении фрагментов небольших размеров. Имеются в виду колонны, фундаменты, невысокие стены и иные конструкции незначительных размеров. Удобно использовать мелкощитовую опалубку в тех местах, к которым доступ грузоподъёмной техники сильно ограничен. Тогда и устанавливаются небольшие щиты в ручном режиме. Как правило, вес секции не превышает 50 килограмм, что для подобного оборудования действительно немного. Но если стыковать такие небольшие секции торцами, получаются монолитные детали крупнее. Подобная сборка, конечно, трудоёмкая, но зато мощная грузоподъёмная техника не нужна.
Балочная. Многофункциональная конструкция. Используется при возведении множества самых разных объектов – стен, мостовых опор, колонн, фундаментов и т.д. Если же нужно возводить сложные элементы вроде арок, закруглений, сводов, балочные опалубки крайне необходимы. Они способны выдержать повышенное давление, устойчивы к деформации, а после застывания бетона формируются ровные бесшовные поверхности. Балочную опалубку достаточно просто ремонтировать, а также несложно собирать, разбирать, транспортировать и хранить. Также их можно совместить с другими системами без всяких проблем. Такая конструкция собирается из стальных ригелей, и специальных балок. К каркасу крепится фанерная палуба – фанера применяется ламинированная, хорошо устойчивая к влаге.
Балочно-ригельная опалубка
Скользящая. Этот тип выбирается в том случае, когда возводятся высотные сооружения, для строительства которых используется монолитная заливка. Например, для башен, резервуаров. Строительство в таких случаях происходит поярусно. Строители заканчивают с одним ярусом – и затем с помощью специального механизма перемещают систему на следующий уровень. То есть, она предназначена для многоразового использования. Опалубка словно скользит – отсюда и название. Для подобного перемещения используются винты и электромоторы, с помощью которых конструкция поднимается равномерно. Летом за одну смену, длящуюся 7 часов, бригада, как правило, поднимает её на метр.

Виды опалубки по материалам

В основе конструкции опалубки используются разные материалы. Расскажем подробнее про каждый вид:
Стальная – нравится многим строителям. Дело в том, что такие системы считаются долговечными и, что при этом неожиданно, непритязательными в плане эксплуатации. Достаточно сказать, что каждая такая опалубка рассчитана в среднем на 500 циклов использования. Срок действительно немалый. Однако не всем это оборудование подходит – дело в том, что они требуют привлечения специальной грузоподъёмной техники. Причина тому - большой вес системы, вручную в данном случае не справиться. Преимущественно ее применяют в промышленном строительстве, в частном – реже. Возводят в основном фундаменты, стены, колонны, мосты.
Стальная опалубка
Деревянная – хороша при возведении конструкций, отличающихся нестандартными формами. Такая система проста в эксплуатации и оперативна в вопросах сборки и разборки. Сборка происходит следующим образом: из древесины сбиваются щиты, которые позже трансформируются в одну конструкцию. Мало весит и немного стоит, за что ее любят многие строители. Недостатки – восприимчивость к воде, не слишком большая прочность. Преимущественно это одноразовые конструкции. Но если хочется усилить конструкцию, можно использовать специальные распорки, упоры.  В условиях же повышенной влажности использовать их вовсе не стоит, лучше подобрать аналоги из каких-нибудь других материалов.
Алюминиевая – тоже прочная конструкция, но по сравнению со стальными изделиями заметно легче. Удобна тем, что не требует использования какого-то слишком сложного грузоподъёмного оборудования. Цикл эксплуатации поменьше, чем в случае с изделиями из стали, но тоже неплохой – до 300 циклов. Чаще всего алюминиевая опалубка выходит из строя вследствие коррозийного износа. Происходит это тогда, когда строители часто используют цементные растворы со слабощелочными характеристиками.
Комбинированная. Еще одна, достаточно распространённая система, когда в одном проекте объединены различные типы конструкций или форм, соответственно, материал подбирается с учетом условий эксплуатации.

Виды опалубки по количеству использований

Количество планируемых использований тоже учитывают в классификации опалубки. Здесь различают два типа:
  • Инвентарные. Рассчитаны на то, что ее будут использовать множество циклов. По сути это универсальная конструкция. Как правило, эксплуатировать системы можно от 5 до 500 циклов. Подобный разброс обусловлен тем, что многое зависит от особенностей конструкции и материалов, из которых они выполнены. В любом случае в плане сбережения финансов инвентарные многоразовые опалубки достаточно экономичны. Их можно собирать, разбирать, перемещать неоднократно, поэтому они очень удобны при возведении крупных строительных объектов. Удобно также, что строители могут в процессе работы над одним объектом чередовать разные виды в зависимости от сложности задачи. Довольно дорогие системы, требующие применения дополнительной грузоподъёмной техники.
  • Разовые. Этот тип опалубки используется строителями также достаточно часто.  Опалубочные щиты остаются на месте, являются несъёмными. Например, это касается форм, которые используются для создания уникальных конструкций. Вес у них относительно небольшой. Как правило, остаются в виде какого-нибудь декоративного элемента или же выступают в роли утеплителя. Учитывая одноразовость, использовать такое оборудование с экономической точки зрения не слишком выгодно. Поэтому специалисты предпочитают применять их в небольших проектах. Применяется оно как при заливке фундамента, так и при возведении стен или устройства перекрытий.
Монолитное строительство нельзя назвать новой технологией, но оно из года в год стабильно становится все популярнее, появляются новые технологии. Поэтому монолитна опалубка в строительстве будет востребована ещё долгое время.
Читайте наши другие статьи